Планировочные особенности Сувенирка. Рекламные сувениры и подарки, купить сувениры, поставщики сувениров, сайт о рекламных сувенирах и бизнес подарках.
 
 
 
 
 
  
 

Планировочные особенности

Планировочные особенности памятника позволяют допустить, что сооружение было рабатом (или караван-сараем), медресе или ханакой. Формально-планировочные данные не исключают ни одного из этих вариантов. Все эти сооружения взаимосвязаны по происхождению и типологически сходны. Комплекс археологических данных (все признаки обживания помещений двора со следами керамического производства, присутствия скота) ограничивает рамки допуска пределами рабата, караван-сарая, ханаки. Такое развернутое, большое хозяйство характерно для рабатов, караван-сараев, ханаки, где постоянно находилось большое количество паломников, обслуживающий персонал. Бухарские документы XIV в. фиксируют многодворовую структуру ханака Сайфид-дина Бахарзи, где располагались амбары, конюшни для верховых животных, принадлежавших странникам, бани, кухни, ламповая комната, кладовая, помещение для служителей, а также помещения для собраний, молитв и радений суфиев. Даже небольшое производство керамики возможно допустить в ханаке, по аналогии с христианскими монастырями, где занимались различными ремеслами.Читайте также: Динамическая работа мышц.

Частично вскрытое медресе Тамгач Богра-хана XI в. не показало такой картины. Помещения были чистыми, т. е. служебно-учебными. Это подтверждается и вакфным актом на это медресе. Перечисляются, мечеть, дарсхана, помещение для изучения корана (мактоба), большое помещение для чтения корана, помещение для изучения «адаба», худжры, двор, сад, но в перечне нет кухни, столовой, кладовых и т. д., хотя деньги на съестные припасы актом учитываются.

Присутствие мавзолеев, почитаемых могил по южному фасу более всего присуще ханака, расположенным, как правило, у мемориальных комплексов. Письменные источники и сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что погребения и даже отдельные гур-хана или мавзолеи могли быть и в рабате или медресе.

Судя по всем археологическим данным, плану памятника и истори-ко-топографической ситуации (все-таки памятник стоит на материке и присутствие здесь города, хотя бы небольшого, современного памятнику, пока не доказано), наиболее вероятным кажется предположение (как ни хочется получить одно из домонгольских медресе на территории Таджикистана!), что Ходжа Машад является функционально сложным комплексом типа ханака.

Остановлюсь подробнее на ханака, наиболее вероятном функциональном назначении памятника, функция в данном случае явно не однозначна. Это откровенный мемориал с акцентом и в архитектурном выражении связанный, видимо, с погребением какого-то святого (место мученической смерти Ходжи), вокруг двора ханаки с кельями для проживания паломников, залами для радений, молитв (северные квадратные помещения) при этом мемориале. Второй северный портальный вход говорит о том, что мемориальному комплексу придавалось большое значение, он был очень почитаем, и основная масса паломников, вьючный скот входили во двор с северной стороны.